Эротику сменили на тревогу, а солнце — на полумрак.
28 ноября в российский прокат вышла эротическая драма «Эммануэль». Да-да, ремейк того самого фильма, который когда-то тайком передавали друг другу на кассетах и показывали в видеосалонах. Новую версию сняла Одри Диван — обладательница «Золотого льва» Венецианского фестиваля за драму об абортах «Событие». На главную роль пригласили звезду «Портрета девушки в огне» и «Небеса подождут» Ноэми Мерлан.
Уже эти два имени дают понять, что от новой картины не стоит ждать той откровенности оригинальной книги. Да и постеры с трейлерами намекают, что зрителю покажут что-то скорее грустное, чем возбуждающее. Но зачем же тогда вообще снимать современную версию «Эммануэль»?
О чём фильм
Эммануэль приезжает по работе в Гонконг. Здесь она должна оценить качество обслуживания в элитном отеле. На самом деле босс даёт ей полуофициальное задание: найти хоть какие-то недостатки, чтобы уволить управляющую Марго.
Ещё в самолёте Эммануэль занимается сексом с совершенно незнакомым мужчиной, пока за ними подглядывает ещё один человек. На месте она снова ищет необычные интимные приключения и знакомится со случайными людьми прямо в барах. Но больше всего её интересует таинственный постоялец, о котором ничего не знают даже работники отеля.
Старый фильм очень плохо постарел
Когда появилась первая информация о новой экранизации «Эммануэль», сразу возникло два вопроса: «Как» и «Зачем». Если сейчас включить фильм 1974 года без ностальгии о первых эротических переживаниях, то он наверняка вызовет испанский стыд, нежели интерес. Особенно первая половина, в которой незнакомые люди просто подходят друг к другу, две минуты разговаривают о сексе, а потом начинают им заниматься, переигрывая страсть.
Конечно, красоту Сильвии Кристель никто не отменял, а где-то фоном очень ненавязчиво сквозит противопоставление настоящей любви и похоти. Но ненужность «Эммануэль» в современном мире доказывает и тот факт, что у картины есть шесть продолжений — одно хуже другого, которые никто не помнит.
Про оригинальный роман с почти порнографическим содержанием и говорить не приходится. О его авторстве, кстати, до сих пор спорят. Сначала раскрыли, что книгу написала Марайя Ролле-Андриан (под псевдонимом Эммануэль Арсан). Но потом стали говорить, что, возможно, всё это — плод мужских фантазий. А роман написал её муж — дипломат Луи-Жак Ролле-Андриан, который не признавал авторства из-за своего статуса.
Третьи предполагают, что это было совместное творчество: жена написала основной сюжет, а супруг добавил «тех самых» подробностей, из-за которых книга стала популярной и запрещённой.
Снимать в современном мире фильм, где просто крупным планом показывают женскую грудь, а все беспорядочно занимаются сексом по поводу и без, сейчас не получится, да и незачем. На всем известных сайтах есть гораздо более откровенные работы. И, честно говоря, у некоторых даже сюжет с актёрской игрой получше.
Абсолютно другой фильм, в котором осталось только имя главной героини
Новая версия стартует с отсылки к классике — сцены секса с незнакомцем в самолёте. А дальше Одри Диван будто специально выворачивает всё наизнанку. Сменили даже локацию с Бангкока на Гонконг. Хотя в сюжете это не играет никакой роли, просто ещё больше отдаляет новую картину от оригинала.
Эммануэль теперь не жена делового человека, которой нечем себя занять, а деловая женщина. Мало того, меняется само настроение героини. Эммануэль в исполнении Сильвии Кристель была робкой и любопытной. Ноэми Мерлан показывает уставшую, резкую и замкнутую даму, которая потеряла удовольствие от всего. Даже от секса: в интимных моментах её лицо сохраняет такое же печальное и сосредоточенное выражение, как и во время деловых отчётов.
Как две противоположности появляются ещё две героини. Управляющая Марго в исполнении Наоми Уоттс, которая сосредоточена только на работе и никогда не расслабляется. И секс-работница Зельда (малоизвестная актриса Чача Хуан), у которой вся жизнь завязана только на интиме. Одна рассказывает, как фоновая музыка заставляет гостей не спешить, другая читает у бассейна ровно одну страницу книги, чтобы привлекать клиентов.
И где-то между двумя состояниями мечется сама Эммануэль, которая выбирает объектом своего главного интереса загадочного и недостижимого посетителя отеля. В старой картине её буквально силой подталкивали к самому необычному мужчине. Здесь же героиня, словно вуайеристка или сталкер, сама пытается выследить его.
Интимные моменты здесь не связаны непосредственно с сексом: это монолог Марго, отправка откровенных фотографий, купание в чужой ванне (с очень неожиданной отсылкой к «Солтбёрн»), непристойный рассказ, пока герои сидят в публичном месте.
Но финал удивительным образом свяжет новую версию со старой. Как будто бы Диван, осознанно или нет, показывает странную тенденцию. Старый фильм был порождением абсолютного патриархата: деловые мужчины великодушно отправляли своих возлюбленных на секс-приключения.
В ремейке свободная женщина решает всё сама, но впервые получает удовлетворение только когда позволяет себе расслабиться и отпустить контроль. Это касается не только интима, сначала ей приходится отказаться от неприятных рабочих обязанностей.
И получается, что старый фильм был о поисках искренних чувств в море плотского удовольствия. Новый же — о поисках тех же эмоций, но в мире, где каждый замкнут исключительно на себе.
Новая «Эммануэль» ближе к фестивальному кино
Как и в оригинале, действие разворачивается в Азии. Но при этом подача и атмосфера радикально меняются. Возможно, старую картину сейчас можно любить разве что за ощущение тепла и лета: среди прекрасной природы гуляют красивые люди, которые не занимаются ничем, кроме секса.
Новый фильм значительно темнее: большая часть действия разворачивается в закрытых помещениях с приглушённым светом. А фоном постоянно звучит слегка тревожная музыка. В этой обстановке ходит молчаливая Эммануэль, периодически ведёт с людьми странные разговоры и механическим голосом отправляет отчёты начальству.
Удивительным образом ремейк классики эротики оказывается типичным фестивальным кино. Здесь даже обнажение бывает грубоватым — слишком естественным, без вылизанной «киношности». А диалоги некомфортны: в них много пауз, и каждый собеседник пытается переиграть оппонента.
В сумме новая «Эммануэль» выглядит слегка тревожным, но медитативным авторским кино (его и презентовали на фестивале в Сан-Себастьяне, где сложно представить старую версию). Здесь молчания больше, чем разговоров, а размышлений больше, чем секса.
Наверное, худшее, что произошло с этим фильмом, — тот факт, что его назвали «Эммануэль». От книги и старой картины осталось только имя и пара отсылок. Автора можно понять: без упоминания такой легенды новинку бы просто не заметили. Но в итоге фильм привлекает тех, кто с приязнью вспоминает старую эротику. Однако именно эти зрители больше всех возненавидят «Эммануэль» 2024 года. Возможно, из-за этого у картины и настолько ужасные рейтинги.
Если совсем строго, то как самостоятельное кино новинка тоже работает очень посредственно. Разве что получится поймать тягучую атмосферу, тогда можно просто наблюдать за неспешным сюжетом. Но по факту героине и её окружению не хватает какой-то глубины и живости. Её, конечно, не было и в старом фильме, но тогда всю логику меняли на обилие обнажённых тел. Здесь же забить пустоту просто нечем.